Испытания опытной модели первого вертолета с электродвигателями

В начале 30-х годов сотрудник Всесоюзного электротехнического института А. Г. Иосифьян *, инженер-электрик по специальности, увлёкся идеей создания привязного вертолёта с электродвигателями.

В течение 1933 - 1935 гг. он работал над моделью двухвинтового вертолёта соосной схемы. Два трёхлопастных винта диаметром 1,8 м с креплением лопастей к втулке с помощью горизонтальных шарниров вращались в противоположные стороны. Винты приводились во вращение специальным трёхфазным асинхронным электродвигателем мощностью 0,52 кВт, получавшим питание от обычной электросети напряжением 220 В через гибкий кабель (двигатель был изготовлен в стенах ВЭИ).

Один винт вращался вместе с ротором двигателя, другой - вместе со статором. Полная масса модели была 28 кг (включая массу двигателя 11 кг).

Построенная модель была всесторонне испытана; в процессе этих испытаний меняли угол установки лопастей и измеряли развиваемую подъёмную силу. Больше всего затруднений доставила вибрация всей установки вследствие недостаточной балансировки статорной и роторной обмоток двигателя. Был отработан метод крепления модели в трёх точках.

В результате испытаний была намечена разработка электродвигателей мощностью 25 - 30 кВт, рассчитанных на более высокое напряжение в питающей сети.

В начале 1937 г. была закончена постройка модели привязного электровертолёта новой схемы.

Модель имела трёхлопастной несущий винт, приводимый во вращение тягой небольших тянущих винтов, размещённых вместе с электродвигателями на конце каждой лопасти.

Основные параметры модели:

Диаметр несущего винта - 11 м;

Число лопастей - 3;

Диаметр тянущих винтов - 0,4 м;

Частота вращения тянущих винтов - 9000 об/мин;

Мощность каждого электродвигателя - 8 кВт;

Частота вращения несущего винта - примерно 75 об/мин;

Полная масса модели (с человеком) - 320 кг;

Масса каждого двигателя - 8,3 кг.


Лопасти несущего винта крепились к втулке через горизонтальные, вертикальные и осевые шарниры.

В целях управления и стабилизации модели в системе управления был установлен автомат перекоса, позволявший производить изменения циклического и общего шага лопастей несущего винта.

Модель испытывалась в мае - июне 1937 г. При частоте вращения несущего винта 40 - 45 об/мин установка работала нормально. При повышении оборотов до 70 - 75 об/мин начиналась вибрация втулки, сопровождавшаяся резким дёрганием ручки управления.

Так как модель в процессе постройки была значительно перетяжелена (примерно на 120 кг), приходилось при её испытании сильно перегружать двигатели (почти на 50%), что не давало возможности работать более 5 - 10 мин из-за их перегрева.

В процессе испытаний модель поднималась на небольшую высоту (до 1 м). При посадке во время одного из таких испытаний модель сломалась и намечавшаяся широкая программа дополнительных испытаний модели не была осуществлена.


Источник: УголокНеба. Большая авиационная энциклопедия



* Андроник Гевондович Иосифьян (1905—1993) — крупнейший советский учёный в области электротехники, основатель советской школы электромеханики, один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики; Основоположник и директор Всесоюзного НИИ электромеханики, главный конструктор ИСЗ «Метеор», «Главный электрик всех ракет» по определению С. П. Королева. Сотрудник ВЭИ с 1930 по 1941 год. Основал в ВЭИ лабораторию военной электротехники. В лаборатории занимались уникальными проектами. Например, исследовались возможности создания магнитофугальных пушек, в которых бегущее магнитное поле линейного двигателя разгоняет снаряд. Крупнейшим достижением лаборатории было создание теплолокационной системы обнаружения кораблей противника. Она успешно прошла все испытания, была принята на вооружение и удостоена Сталинской премии.

Примеч. ред.


Дата публикации: 04.04.2017