Производственная система "Росатом"

Производственная система «Росатом» (ПСР)

ПСР – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников:

  • быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору);
  • решать проблемы на месте их возникновения;
  • встраивать качество в процесс, не производить брак;
  • выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.);
  • быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота».

Производственная система «Росатома» нацелена на стратегические цели Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Знание и умение применять инструменты ПСР является обязательным условием для профессионального и карьерного роста сотрудников атомной отрасли.

Потери

Знание основных видов потерь является одним из базовых знаний в области бережливого производства. Впервые понятие потерь Тайити Оно, исполнительный директор Toytota.

«Потери — любой вид деятельности, за который заказчик не готов платить. Ценность — полезность, присущая продукту с точки зрения потребителя ожидаемое качество, количество, цена и срок выполнения)».

Тайити Оно
Всем знакома система, когда все работают, все заняты делом, но производительность труда оказывается крайне низкой из-за потерь времени на различного рода поиски и немотивированную работу. Появляющееся в таком случае раздражение снижает эффективность работы еще больше. Бережливое производство призвано повышать культуру труда, облегчать ежедневную работу сотрудников. Работать не быстрее, а легче и продуктивнее. Выявление и снижение потерь – основа успешной деятельности и одна из приоритетных задач любого современного производства.
Для того чтобы устранять потери, их необходимо «знать в лицо»: уметь определять, отличать друг от друга и понимать негативное воздействие.

7 Видов потерь

  • Перепроизводство Производство продукции в количестве большем, чем требуется заказчику.
  • Лишние движения Данная потеря связана с ненужным перемещением работников в течение рабочего дня с целью поиска необходимой информации (на компьютере, в бумагах и пр.), инструментов/предметов; с потерей времени на повороты, наклоны, хождения за деталями, инструментом, поиски. Способствует снижению производительности труда, повышению утомляемости работников и росту травматизма.
  • Ненужная транспортировка Это перемещение материалов, деталей и готовых изделий на большие расстояния и чаще, чем это необходимо.
  • Излишние запасы Являются, как правило, следствием перепроизводства и влекут за собой появление таких потерь, как транспортировка и брак.
  • Избыточная обработка Видоизменение изделия, придание ему свойств и качеств, в которых не нуждается Заказчик, т.е. за которые он не готов платить (не представляют для него ценность).
  • Ожидание Время, которое оборудование либо персонал проводит в бездействии, т.е. не создавая ценность.
  • Переделка/брак Это производство дефектных деталей и исправление дефектов.